Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

172527, Тверская область, г. Нелидово, улица Правды, дом 17
+7 (48266) 52753, +7 (48266) 52435

Школьная служба примирения

 Девиз ШСП: «Все цвета, кроме черного»

ЕСЛИ ВЫ:

  • Поругались или подрались 
  • У вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика 
  • Если вас обижают в классе и т.д. 

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ

Работа службы примирения направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. 

То есть это альтернативный путь разрешения конфликта. 

Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ: 

  1. Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить. 
  2. Сторонам больше 10 лет. 
  3. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
  4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.). 
  5. Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего. 

Что такое  школьная служба примирения?

Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.

Служба примирения может помочь школьникам:

  • научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • научиться убеждать других словами, а не силой;
  • участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;
  • научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
  • научиться помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям);
  • начать осваивать новую профессию - «медиатор», получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
  • лучше понимать сверстников и взрослых: родителей и учителей, способствовать развитию ответственного и взрослого поведения.

Кроме того:

  • Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
  • У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
  • Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.

Созданная в школе служба примирения позволит:

  • Снизить уровень конфликтности, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников.
  • Обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что будет содействовать декриминализации подростковой среды.
  • Создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.
  • Участие в деятельности службы может стать способом позитивной самореализации подростков.

Формы работы Школьной службы примирения:

  1. Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.
  2. Проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах.

Целью службы примирения является:

  • распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
  • помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
  • снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачами службы примирения являются:

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
  • обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
  • информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Принципы деятельности службы примирения

  • Принцип добровольности, предлагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
  • Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
  • Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Механизм действия

Любой участник школьного сообщества может обратиться в службу для разрешения напряженной ситуации(конфликта) образовательного, воспитательного, морально-этического характера. Сотрудниками (медиаторами) службы являются члены педагогического коллектива школы, подготовленные учащиеся. Если участие сотрудника(медиатора) службы не принесло ожидаемых результатов, то - либо участник спора, либо сотрудник службы обращаются в комитет по примирению. Сотрудником службы предоставляется краткий отчет о том, какие меры были приняты и оценка результата. По запросу члены комитета проводят анализ ситуации, и назначается заседание, на котором стороны, в присутствии членов комитета, представляют свои позиции, соблюдая права другой стороны, при необходимости привлекаются специалисты ПМПК, других подразделений школы. Заседание может быть как однократным, так и многократным. В результате выносится решение комитета(договор по примирению), с которым согласны стороны и устанавливаются сроки реализации. Если конфликтная ситуация, не исчерпана, то комитет по примирению, участники спора, могут обратиться в специализированные организации (органы опеки, пр.) за помощью.

Один раз в четверть проводится установочное заседание комитета по примирению, на котором подводятся итоги работы, анализ эффективности работы, принятие актуальных целей, форм активности в сообществе.

Наверх