«Госуслуги. Решаем вместе»
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

172527, Тверская область, г. Нелидово, улица Правды, дом 17
+7 (48266) 52753, +7 (48266) 52435

Родительское собрание 12.03.2021 года.

11 марта 2021 г.

Родительское собрание 12.03.2021 года.

Повестка.

  1. Предварительные итоги 3 четверти.
    (отв.: классные руководители 1-11 классов)
  2. Организация свободного времени детей: посещение кружков, спортивных секций, элективных курсов.
    (отв.: классные руководители 1-11 классов)
  3. Детские группировки.
    (отв.: заместитель директора по ВР Е.К. Лосева)
     
  1. Детские группировки.

Почему возникают компании?

       Группировки существовали всегда и в любом детском коллективе. Но особо ярко они могут проявлять себя в средних и старших классах школы. В возрасте 11– 13 лет почти все мальчики и девочки начинают создавать компании и тайные общества, разбиваются на группы. Среди компаний школы существует и своя иерархия - ваш ребенок-школьник наверняка может рассказать, кто в какую группу входит и какую ступень в школьной "системе ценностей" занимает и почему.

       К недовольству родителей, дети в одной компании стремятся быть как можно больше похожими друг на друга. Соблюдение правил необходимо. Это помогает детям точно определить, кто с ними, а кто против них. Временами правила насаждаются весьма суровыми методами, потому что у детей еще нет опыта социального общения. Обычно члены группы договариваются, каким образом они будут отвергать аутсайдеров - именно поэтому часто самые жестокие дети могут оказаться в одной компании.

 

Почему дети хотят быть в компании?

    Вспомните, какой сложной и запутанной казалась нам жизнь в детстве. Наверняка в какой-то момент у вас появилось ощущение, что правила дружбы почему-то меняются? Действительно, в средней школе мальчики и девочки становятся более изобретательными при выборе друзей. Для дружбы теперь недостаточно случайного знакомства - необходимо совпадение интересов и ценностей. Эта схожесть дает ребенку привычное чувство защищенности, но в то же время позволяет отделяться от семьи и чувствовать себя частью поколения. Детские группировки имеют много общего с семьями: в них обычно входит от трех до шести человек, которые много времени проводят вместе и делятся друг с другом самыми личными проблемами. Несмотря на сложности и беспокойство родителей, разделение детей на группировки помогает детям. Во-первых, они сознают свое место в школьной иерархии, во-вторых, осваивают самые важные принципы дружбы - например, то, что самым сокровенным не делятся с первым встречным. В-третьих, общение в компании дает жизненный опыт и навыки решения важнейших проблем: как себя чувствует человек, которого отвергают; насколько вы можете уступить интересам группы; что такое верность и предательство; почему дружба заканчивается.

Для чего компания нужна ребенку?

   Компания (субкультура) – это объединение людей в группы по интересам.                     

   Её основные функции:

  • социализация;
  • снятие напряжение;
  • стимулирование к творчеству;
  • компенсация.

    Компания просто необходима каждому человеку для нормального гармоничного развития и существования. Она позволяет самореализоваться, проявить себя и свои возможности. Велика роль и общения, которое необходимо для становления личности. Каждый подросток нуждается в поддержке, понимании. Подростковая компания способна дать уверенность каждому ее члену, сделать сильнее.

      Домашние дела, определённые обязанности или их отсутствие могут изменить степень ответственности к учебной деятельности. Перенапряжение, накопившаяся усталость могут привести к нервному истощению. Восстановлению сил и снятию напряжению способствует полноценный отдых. А именно занятие любимым делом, обсуждение его с друзьями в компании. Даже доверительные отношения в семье, не дают той свободы слова, которую чувствует подросток в своей компании. В ней он может спокойно обсуждать все волнующие его вопросы, которые не решился бы обсудить дома. А если это компания, образовавшаяся на основании общих интересов, то в ней он чувствует себя как в своей тарелке, тогда как дома его могут просто не понимать, или не одобрять его увлечение.

Подросток, который недополучил тепла, любви, и внимания в семье устремляется на их поиски на улицу.

Как компания влияет на ребенка?

    Влияние компании на ребенка происходит однозначно. Однако подростковая группировка может способствовать как успешной социализации подростка к жизни, так привести к асоциальному поведению. В подростковом возрасте активно происходит формирование ценностей и установок ребенка на жизнь. Определяются его авторитеты и кумиры. Часто именно в этот период родители теряют свое влияние на детей.

Компания дает новые эмоции, приключения. Ребенок, желая сохранить свою позицию в группе, подстраивается под ее правила. Как правило, каждая группа имеет своего лидера или «вожака», который отличается властностью, категоричностью, уверенностью в себе и своих силах, дерзостью, грубостью, жестокостью.

Общие идеи и цели, объединяющие детей в группировки, иногда имеют различные взгляды для их достижения. Однако не всякий ребенок способен решиться противостоять своей компании, их влиянию. Боязнь быть отвергнутым, изгнанным заставляет делать ребенка опрометчивые, необдуманные поступки. Иногда даже против воли.

О чем волнуются родители?

    Волнений у родителей, когда их ребенок достигает подросткового возраста, предостаточно. Они переживают, найдет ли их ребенок свою компанию, не будет ли отвергнутым, изгоем. А если найдет, то, как повлияет компания на него, не подорвет ли авторитет родителей.

Тревожит родителей и то, как компания повлияет на школьную успеваемость. Не поменяется ли его поведение, отношение к жизни, родителям. Зачастую группировка так увлекает ребенка, что он изменяет не только свой образ жизни, но и внешний вид. Неформальные группировки способны полностью изменить человека.

Что такое «криминальное сообщество»?

   Криминальное сообщество представляет собой неформальное объединение подростков или молодежи, имеющее своих лидеров, иерархию отношений, выраженные антиобщественные цели, организованность и дисциплину, нормы и правила поведения, определенные обязательства между собой.

От обычной подростково-юношеской субкультуры криминальная отличается соответствующим содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы. Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный "порядок".

В криминальной молодежной субкультуре отчетливо проявляются:

  • выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
  • внутренняя связь с уголовными традициями;
  • скрытность от непосвященных;
  •  наличие атрибутов.

Следует подчеркнуть, что криминальная субкультура привлекательна для подростков и юношей такими проявлениями, как

  • наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших ее членов в других жизненных ситуациях (например, в учебе, во взаимоотношениях с учителями, родителями);
  •  процессом криминальной деятельности, включающим риск и экстремальные ситуации, окрашенным налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
  • снятием всех моральных ограничений;
  •  обеспечением "своей" группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне с учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком.

Криминальная субкультура быстро распространяется в молодежной среде благодаря исключительной активности и наглядности. Подростки и юношество бывают увлечены ее внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Наиболее характерными чертами структурной организации шайки являются: предварительный сговор и ориентация на криминальную деятельность под руководством лидера, имеющего криминальный опыт и сильную волю. В шайке подростки и юноши приобщаются к уголовным традициям, у них возникает и формируется уверенность в возможности существования внесоциально организованной среды, им активно прививаются антисоциальные взгляды и привычки.

В общении с детьми и молодежью нам, взрослым, важно понимать, что некоторые дети могут принадлежать к одной из неформальной организации, группировки и строить свои взаимоотношения с ребёнком с учетом этого фактора. Это значит, что следует:

  • принимать подростка, молодого человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
  • по возможности, включать его в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
  •  понимать необходимость оказания индивидуальной помощи тогда, когда это важно, вовлекать в дела класса, школы;
  • проявлять по отношению к воспитанникам справедливость, симпатию, понимание их нужд и проблем;
  • учиться вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве "эксперта", "советчика", "опекуна".

Неформальные группировки

Сегодня существует множество разновидных неформальных субкультур. Молодежные субкультуры это:

  • готы;
  • скинхеды;
  • граффитеры;
  • рокеры, панки, металлисты, реперы и другие.

Основной особенность неформальных субкультур является их ассоциальность, которая проявляется в негативном отношении членов группы к общепринятым нормам и правилам. Зачастую их жизненные цели и ценности противоречат общечеловеческим. И для достижения целей группы используются противоправные или преступные действия.

Именно в компаниях ребенок впервые пробует алкоголь, курить, а в некоторых и наркотики. Каждый взрослый переживает, сможет ли их ребенок противостоять группе, отстоять свои взгляды

    Девочкам труднее дается существование внутри детской группировки. Доктор Томас Дж. Берндт, психолог, изучающий проблемы детских взаимоотношений, выяснил основные различия между группировками мальчиков и девочек:

  • девочки более избирательны. Если девочка пытается войти в компанию, состоящую из четырех девочек, ее скорее всего не примут. В такой же ситуации компания мальчиков будет более благосклонна к новичку;
  • девочки гораздо больше мальчиков волнуются о том, что их выгонят из компании, и о том, что другие предадут интересы группы;
  • поскольку девочки проводят больше времени с одной подругой, они более склонны к ревности и соперничеству в компании;
  • и девочки, и мальчики любят сплетни, но девочки предпочитают обсуждать мысли и чувства других, а мальчики - поступки.
     

Всем родителям неприятно слышать, когда дети говорят гадости о тех, кто не входит в их компанию. Это всего-навсего попытка установить собственные стандарты.

Еще одна проблема, которая волнует взрослых, - страх, что компания плохо повлияет на ребенка. Действительно, в любом возрасте ребенок может начать вести себя отвратительно только лишь для того, чтобы не остаться в одиночестве. Вместо того чтобы запрещать такую дружбу, обучайте ребенка сохранять собственную линию поведения.

Несмотря на кажущуюся сплоченность, детские компании довольно быстро распадаются. Кто-то кого-то ревнует, кто-то с кем-то ссорится, и вскоре дети обнаруживают, что между ними гораздо меньше общего, чем им казалось вначале. Одна из причин такой непрочности групп в том, что в возрасте 8– 14 лет дети стремительно меняются, причем как физически, так и эмоционально.

Как помочь ребенку?

    Одни дети сами справляются с поиском подходящей компании и самоутверждением в ней. А другим нужна помощь родителей. Оказаться новичком в школьном коллективе - это стрессовая ситуация для вашего ребенка. В группировках, существовавших в школе на протяжении нескольких лет, уже сложились определенные отношения. Если дети в таких компаниях чувствуют себя неуверенно, они, скорее всего, с подозрением отнесутся к новенькому. Они думают: а вдруг он изменит отношения в нашей компании? Вдруг он отобьет у меня лучшего друга? Именно поэтому по возможности не стоит менять школу в середине учебного года - особенно когда ребенку больше восьми лет. К этому моменту дети уже разбились на компании, и ваш ребенок может надолго, до конца года, остаться аутсайдером.

Но что делать, если вашему сыну или дочери предстоит прийти в новый класс? Чтобы помочь ребенку необходимо вспомнить свое собственное детство. Взрослые недооценивают важности "правильной" одежды для статуса ребенка. Зайдите с сыном или дочерью в школу до того, как он начнет в ней учиться. Посмотрите, как одеваются другие дети и какие прически они носят. Научите ребенка спокойно и с юмором отвечать на возможные замечания и насмешки в его сторону - от того, как они с самого начала отреагируют на это, зависит отношение к ним в дальнейшем.

Многие дети не могут найти друзей, потому что они не умеют знакомиться, слишком робки и застенчивы. Разумеется, если ребенок по характеру одиночка, необязательно силой заставлять его примкнуть к какой-либо детской группе. Но важно то, что он не должен стесняться обратиться к помощи друзей в сложной ситуации.

Все мы время от времени встречаем взрослых, которые не умеют ладить с окружающими -слишком много спорят, или навязывают свою точку зрения, или не интересуется никем кроме себя. Мы говорим в таких случаях: "Он совершенно не умеет общаться". Точно так же и детям может не хватать навыков общения. Но, в отличие от взрослых, дети мгновенно становятся жертвами своих сверстников - их отвергают, дразнят или высмеивают. Поэтому в возрасте от пяти до тринадцати лет ребенку необходимо научиться общаться и заводить друзей, причем иногда с помощью подсказок родителей.

Процесс вхождения в группу всегда одинаков. Вот семилетний Робби видит, как компания мальчиков во время перемены играет в мяч. Робби очень хочется присоединиться к ним, но он не знает как. От того, что сделает он сейчас, зависит результат - примут или нет его в игру и в компанию. Что следует делать Робби? Не торопиться и внимательно приглядеться к происходящему. Пристроиться с краю группы и наблюдать за поведением других. Затем потихоньку и ненавязчиво попытаться войти игру. Вот Робби начал бегать вместе с остальными по краю поля, не стараясь схватить мяч. Потом он перебросился несколькими фразами с мальчиком, который бегал рядом, и наконец, когда все, казалось, приняли его в игру, один из мальчиков крикнул: "Эй, Роб, лови!". Кстати, позитивный настрой и хорошее расположение духа - отличная "таблетка", которая помогает ребенку установить отношения с другими детьми.

Распространенной ошибкой многих родителей, категорический запрет на общения с компанией своему ребенку, которая им не нравится. Это не уберегает ребенка от влияния этой компании, а, наоборот, отталкивает его от родителей.

Правильная тактика в поведении взрослого может не только помочь ребенку, но и вернуть свой авторитет для него. Важно быть готовым всегда придти на помощь. Уметь выслушивать своего ребенка. Не допускать в его адрес осуждения, указания на его недостатки, так как подростки очень ранимы и восприимчивы к критике.

Важно правильно и незаметно переключить его интерес с «плохой» компании на что-то новое. Увлечь ребенка. Полностью удовлетворить его тягу к приключениям. Как вариант, можно записать на спортивные секции, повышающие имидж ребенка. Например, на бокс, каратэ, картинг, в секции туризма или археологии. С появление нового увлечения, возможно, и появление новой компании.

Установление истинной причины ухода ребенка в плохую компанию позволит при ее устранении вернуть его в семью. Возможно, его не принимают или унижают в классе или в семье, он чувствует себя изгоем, поэтому в целях компенсации он ищет защиту на стороне.

Молодежные субкультуры это не всегда плохо. Ведь многие группировки в нашей стране созданы, чтобы помогать и приносить пользу человечеству.

Родителям очень важно направить деятельность подростка именно на свершение добрых дел, привить любовь к прекрасному и доброму. В этом помогут мотивированные фразы которые должны слышать дети, например, «у тебя всё получится», «может попробуем», «я люблю тебя», «всё будет хорошо»…