«Госуслуги. Решаем вместе»
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

172527, Тверская область, г. Нелидово, улица Правды, дом 17
+7 (48266) 52753, +7 (48266) 52435

Родительское собрание 3.03.2023

3 марта 2023 г.

 

3 марта в 18.00. состоится родительское собрание. 
Повестка. 
1. Общешкольное родительское собрание (актовый зал). 
1.1. Ответственность обучающихся за свои действия и поступки. (Е.К. Лосева, заместитель директора по ВР и В.С.Мельченкова, ответственный секретарь КДН и ЗП администрации Нелидовского городского округа),  
1.2. Роль семьи в профилактике алкогольной, табачной и наркотической зависимости. (С.А. Чурилина, заместитель директора по УВР) 
2. Классные родительские собрания (в закреплённых за классами кабинетах).
2.1. Предварительные итоги 3 четверти. Положительная и отрицательная динамика в учебной деятельности детей. Рекомендации к мотивации в учёбе. 
2.2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей (о еженедельных классных часах «Разговоры о важном», об участии обучающихся класса в мероприятиях, конкурсах) 
2.3. Разное.

  1. Ответственность обучающихся за свои действия и поступки.
    1. Воспитание у детей чувства ответственности за свои поступки.

Одна из задач воспитания детей – формирование ответственной личности. Мы   все  понимаем,  как   важно   развивать   у   ребенка   чувство   ответственности   в делах,   хотим,   что   он   был   самостоятельным,   понимал,   что   у   него   есть определенные обязанности в школе, дома. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим одну из ее сторон – что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях.

Ответственность – значимое качество, наличие которого значительно облегчает жизнь   и   самому   ребенку,   и   его   родителям.   Сложность   в   том,   что   оно   не передается   на   генетическом   уровне.   Ответственность   придется   воспитывать. Ответственность   является   решающим   фактором   в   успешном   обучении. Согласитесь,   родителям,   которым   не   нужно   каждый   вечер   проверять,   все   ли учебники   сложены   в   портфель,   все   ли   уроки   сделаны,   гораздо   спокойнее отправлять свое чадо в школу: они могут быть уверены, что ребенок и на уроке не будет отвлекаться, и домашнее задание правильно запишет. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных   обязанностей   для   детей.   На   самом   же   деле   такие   обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на   формирование   у   ребенка   чувства   ответственности.   Напротив,   в   некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера. Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри»,   на   основе   ценностной   ориентации,   полученной   дома,   а   также   вне семьи. С чего начать воспитание ответственности в своих детях? Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных   и   краткосрочных   «заданий».   При   этом   мы   должны   четко представлять   себе,   что   многое   зависит   от   наших   отношений   с   детьми   и   что проявления   различных   черт   характера   детям   нужно   не   описывать,   а демонстрировать.

Первый   шаг в   воспитании   ответственности– заинтересованность в   том,   что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях – подчинении нам или сопротивлении. Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать. Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что   понимаю   его.   Хочу   выразить   свое   понимание,   отбросив   автоматическую критику и осуждение». Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы – ясно, что у него какие­то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний вроде: ­ Что это ты такой кислый? ­ Что ты еще там натворил? ­ Что у тебя опять стряслось? Если   мы   сочувствуем   ребенку,   нельзя   делать   ему   такие   замечания,   которые вызывают у него досаду, нежелание общаться с вами. Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря: ­ Наверное, у тебя какие­то неприятности. ­ У тебя был трудный день. ­ Наверное, ты с кем-­нибудь поссорился. Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: «Что с тобой? Что случилось?». Вопросы – это признак любопытства, утверждения – признак сочувствия. Естественно,   что   ребенок   познает   лишь   те   чувства,   которые   переживает, испытывает   сам.   Если   только   критиковать   его,   он   никогда   не   научится ответственности.

Второй шаг в воспитание ответственности – нужно завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком. Подготовить   почву   для   перемен   в   характере   ребенка   к   лучшему   можно   при помощи следующего. Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что   родителей   не   интересуют   их   мысли   и   чувства.   Если   родители   слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей. Не дать созреть «гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство ненависти. Если   родители   внимательно   выслушивают   ребенка,   воздерживаются   от язвительных   замечаний   и   выражают   свои   чувства   и   требования,   не   задевая детской   гордости,   в   душе   ребенка   начинают   складываться   иные   основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены. Используя   эти   принципы   и   приёмы,   родители   добьются   пробуждения   чувства ответственности   у   своих   детей.   Но   одного   личного   примера   недостаточно. Чувство   ответственности   развивается   и   крепнет   лишь   на   основе   жизненного опыта   самого   ребёнка,   становясь   важной   чертой   его   характера.   Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости». Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически   в   некотором   определенном   возрасте.   Ответственность   за   свои слова и поступки порождается, как, например, и умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Третий шаг.Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего          возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность. Важно предоставлять ребенку возможность только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом.

Можно выделить три уровня ответственности.

На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую­-либо работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять.   Если   дело   для   ребенка   является   новым,   он   нуждается   в   нашей поддержке и присутствии. На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все   необходимые   для   выполнения  задания  действия.  Тем   не  менее  на   данном уровне контроль необходим.

Третий   уровень   ответственности  –  самостоятельность.  Ребенок   не   только   сам выполняет   свою   работу   с   удовлетворительным   результатом,   но   и   больше   не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий. Также нужно дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи.                           

 

Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность

с собственными потребностями и целями,

он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

 

Информация об ответственности   родителей за совершение правонарушений несовершеннолетними.

 

В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплено право и обязанность родителей по воспитанию своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Отсутствие надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится следствием совершения несовершеннолетним правонарушения.

При наличии причинной связи между совершенным несовершеннолетним противоправным поведением и отсутствием надлежащего родительского надзора родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб.

В соответствии с ч.1 ст.2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Однако за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, родители (законные представители) несовершеннолетнего в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ могут быть подвергнуты административному наказанию в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч руб.

Вовлечение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в соответствии с ч.2 ст.6.10 КоАП РФ влечёт наложение на родителей (законных представителей) административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса РФ родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

В соответствии с Гражданского кодекса РФ родители также несут обязательства вследствие причинения вреда несовершеннолетним.

Основанием ответственности родителей, иных законных представителей за вред, причинённый ребёнком в возрасте до 14 лет, является поведение ребёнка и их собственное поведение, нарушающее нормы гражданского, семейного, административного права и по их вине повлёкшее вред либо создавшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью, личности или имуществу других лиц.

В соответствии со ст. 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причинённый несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Если малолетний гражданин причинил вред, находясь в сиротском учреждении, либо когда он временно находился под надзором образовательной, медицинской организации или иной организации, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, такая организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Обязанность по возмещению вреда, причинённого малолетним, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане умерли или не имеют достаточных средств для возмещения причинённого вреда, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Согласно ст. 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причинённый вред на общих основаниях. В случае, отсутствия у него доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, либо организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он бы помещён, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Обязанность законных представителей такого несовершеннолетнего прекращается по достижении им совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрёл дееспособность.

В соответствии со ст. 1075 Гражданского кодекса РФ на родителя, лишённого родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причинённый его несовершеннолетним ребёнком, в течение трёх лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребёнка, повлёкшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

В целях профилактики совершения   правонарушений и преступлений несовершеннолетними  родители (или лица, их заменяющие)  должны в полной мере исполнять свои родительские обязанности и не нарушать права ребёнка, в том числе жить и воспитываться в семье (насколько это возможно), знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка), на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими), на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

 

Ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Мельченкова В.С.

 

Роль семьи в профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств.

    Фундамент здоровья и становления личности закладывается в раннем возрасте. Заболеваемость детей, подростков часто связана с недостаточной их информированностью о риске возникновения некоторых заболеваний и навыков первой помощи, наличием вредных привычек и в целом низким уровнем культуры самосохранения.

   Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических средств. Провозглашенный еще врачами древности постулат о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической, алкогольной и табачной зависимостям.

Важность профилактических мероприятий в детском возрасте

    Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут табак, алкоголь, наркотики, понять, что такое зависимость, как легко она появляется и насколько трудно с ней бороться, просто недостаточно развита.

    Период юности — это период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Неотъемлемыми чертами юности являются эксперименты и рискованные действия, и злоупотребление психоактивными веществами является идеальной предпосылкой для такого поведения. Весьма значительно в этот период влияние сверстников, особенно молодежи старшего возраста. Часто сверстники оказывают давление на молодых людей, принуждая их употреблять табак, алкоголь, наркотики. Поп-культура и средства массовой информации склонны придавать употреблению алкоголя, табака определенную привлекательность.

Основная цель профилактической работы с детьми и подростками — отказ от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания.

В профилактической работе учителям и родителям необходимо поставить следующие задачи:

  • дать детям объективную информацию о действии химических и растительных веществ на организм;
  • ориентировать детей на сохранение здорового образа жизни;
  • дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, способствующими делать свой собственный выбор.

 

          Рекомендации для взрослых по работе с подростками

 

    1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.
    2. Осознайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.
    3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить и мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними, как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь, они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы.
    4. Объясняйте, что именно Вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы.

Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила.

Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они решат не соблюдать эти правила.

Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений.

Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

 

Употребление табака

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

Оноре де Бальзак

Монополистическое производство табака и табачных изделий, широкая торговля ими и реклама этих изделий, огромные доходы от торговли и рекламы, а также напряженный ритм современной жизни — именно это ведет к увеличению количества курящих людей.

Установлено также, что нижняя возрастная граница появления пристрастия к курению все время снижается. Средний возраст начала курения в России резко снизился до 10—11 лет. Первая проба происходит в возрасте от 6 до 16 лет включительно.

Почему крайне вредно употребление табака для растущего организма?

Курение замедляет физическое и психическое развитие, организму в эти годы нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками: как физическими, так и умственными.

Курение отрицательно влияет на скорость мыслительных процессов, а значит, на качество обучения.

У курящих ребят хуже память, понижен слух, они отличаются нервозностью и раздражительностью.

Как известно, навыки, привычки, усвоенные в раннем возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше ребенок приобщается к курению, тем быстрее наступает привыкание к нему, и в дальнейшем труднее отказаться от курения.

Причины, по которым начинают курить подростки

У мальчиков причинами начала курения являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности.

У девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться мужчине.

Практически каждый ребенок имеет комплекс неполноценности, который доставляет ему переживания и не дает покоя даже во время досуга и развлечений, а родители слишком заняты, чтобы с этим разобраться или же сами являются источником такого комплекса, часто не догадываясь об этом. Сигарета, таким образом, является самым доступным и дешевым средством для того, чтобы справиться с потоком негативных эмоций.

Некурящие дети ошибочно считают, что если они начнут курить, они расширят свой круг общения, добьются уважения и признания со стороны окружающих, компании. Они думают, что курение поможет справиться с жизненными трудностями, учебным стрессом. Но в течение 2—3 недель экспериментирования с курением, у детей развивается дорогостоящая табачная зависимость, подрывающая их силы, освободиться от которой очень трудно.

Как предотвратить детское курение

Лучше всего начинать профилактику курения у детей с того возраста, когда маленький человек начинает что-то понимать и задавать вопросы. В это время он доверяет родителям, и постоянные ненавязчивые разговоры о взрослой жизни, о том, что ребенок будет делать, а чего не будет, когда вырастет, прочно запишутся у него в

 

подсознании. По мере взросления и накопления информации, нужно продолжать приводить новые и новые аргументы в пользу здорового образа жизни, усложняя их постепенно. В доме, где родители или другие взрослые сами курят, удержать от курения ребенка сложно вдвойне. Но, все же попытайтесь нарочито театрально сваливать вину за все недомогания на курение, никогда не оставляйте сигареты в доступных местах, окурки в пепельнице, по возможности избавьте ребенка от пассивного курения.

Широко известно, что лучшим средством против курения является спорт. Если ребенок регулярно, в идеале каждый день, имеет индивидуально дозированную, не до изнеможения, физическую нагрузку, у него идет постоянная подпитка эндорфином, так называемым «гормоном счастья». Это тоже в каком-то роде наркотическое вещество, но только выработанное организмом от естественной стимуляции и потому органичное и полезное для здоровья. Сигарета вызывает выработку эндорфина в организме как реакцию на никотин и другие алкалоиды табачного дыма.

При выборе вида спорта обязательно необходимо учитывать интересы ребенка. Если ребенок бросает спорт в подростковом возрасте, вероятность начала курения возрастает. Кроме того, спорт повышает самооценку и ускоряет физическое развитие.

Что делать, если ребенок закурил?

Запретить подростку курить, наказаниями и скандалами не получится, вся надежда на его собственный здравый смысл и генетическую устойчивость к наркотическим веществам. Но, к сожалению, оба эти фактора начинают действовать в полной мере только во взрослом состоянии, а вред ребенок наносит себе с первой же сигаретой и совершенно неосознанно. Важно понимать, что дети начинают курить не родителям назло, а потому, что сами не справились со своими проблемами, и грамотно помочь им было некому. Самое важное грубыми окриками не оттолкнуть ребенка от себя. Стоит попытаться понять, какие проблемы мучают ребенка, а не кричать на него, лишать карманных денег и запрещать встречаться с друзьями. Может быть, даже лучше поинтересоваться, какие сигареты он курит, сколько штук в день, как давно, хочет ли бросить, и чем вы можете ему помочь.

При уличении в курении ребенка необходимо родителям и педагогам постараться сдерживать свои эмоции, не ругать ребенка, но и не скрывать, что расстроены, и вам это далеко небезразлично. Убедитесь, что ребенок действительно знает реальные причины, почему курение наносит вред организму, какой именно вред. Если не знает, спокойно объясните ему, но не пугайте, укажите лишний раз на индивидуальность реакции каждого организма, напомните, что «яд — не вещество, а доза». Т.е. любым способом давайте понять, что исправить такую ситуацию можно, но под силу это только ему самому, нужно лишь понять, что для него более важно (имидж сейчас или здоровье потом). Так или иначе, эта неприятность — не повод воспитывать в ребенке комплекс вины, делать его пребывание дома невыносимым из- за постоянных нотаций и поучений. Не забывайте, что подростку особенно необходим дом со спокойной обстановкой, уважительным и доверительным отношением к нему родителей.

 

Употребление алкоголя

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей

и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство. Лев Николаевич Толстой

 

Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания кумирам; с другой стороны — безучастность и некомпетентность сверстников, значимых взрослых, в том числе родителей.

Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений).

Знакомство с алкоголем в семье начинается с семейных застолий, которые практически немыслимы без обилия спиртных напитков. Рано или поздно ребенка угощают каким-либо спиртным. И очень многое зависит даже от того, как понимают в семье само это слово — «спиртное». Огромное количество людей, например, не считает пиво спиртным напитком. Хотя существует пивной алкоголизм, и на пиве вполне можно заработать «белую горячку».

В некоторых семьях детям безмятежно дают пиво или вино, начиная с плодово- ягодных, домашних, сладких, вроде бы «безобидных». И постепенно приучают ребенка к мысли, что алкоголь — это вкусно. Обычно же ребенка постепенно приучают к алкогольному ритуалу — сначала он чокается стаканом с водой, потом появляется вино и более крепкие напитки. Взрослея, ребенок уже не воспринимает застолье иначе, как в сопровождении алкоголя. Просто не понимает, как это можно пить чай и общаться друг с другом.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы, она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является изменение личности под- ростка, нарушается:

  • логическое абстрактное мышление;
  • интеллект;
  • память;

 

  • эмоциональное реагирование.

При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5—7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

 

Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам. Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.

 

 

Наркомания

Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилось во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодежи. Дети и подростки в настоящее время приобщаются к наркотикам в более раннем возрасте, чем в недалеком прошлом.

В последнее время каждый ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания — это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу.

Педагогам и родителям необходимо сегодня владеть основами информации по этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред всему детскому коллективу.

Причины и условия, которые способствуют приобщению подростков к наркотикам:

  1. Глобальные причины:
  • Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.
  • Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.
  • Сложная    социально-экономическая    ситуация    в     стране:    экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).
  • Относительная   доступность   наркотиков  «на   черном   рынке»   (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).

 

  • Активная   деятельность   наркоторговцев  и   их   сообществ,   направленная  па стимулирование спроса па наркотики.
  • Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).
  • Несовершенство антинаркотического законодательства.
  • Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
  1. Частные причины:
  • Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.
  • Агрессивная пропаганда наркотиков в некоторых СМИ и выступлениях музыкальных коллективов (например, рок-групп) и слабая, бессистемная антинаркотическая контрпропаганда.
  • Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.
  • Деятельность различных сект, общественных организаций (типа «Радикальной партии»), выступающих за легализацию наркотиков и декриминализацию ответственности за незаконные действия с ними.
  • Воспрепятствование со стороны определенных сил принятию нового, более совершенного антинаркотического законодательства.
  • Недостаточное финансирование программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
  • Недостаточный контроль за перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.
  • Привыкание к наркотикам людей, принимавших участие в различных вооруженных конфликтах в последние годы.
  • Неудачная попытка введения в 1985 году подобия «сухого закона», вследствие чего определенное количество людей переключилось на употребление наркотиков.

 

Советы педагогам и родителям:

Что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

  • не впадайте в панику;
  • понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;
  • ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;
  • поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;
  • обратитесь за консультацией к врачу-наркологу, составьте совместный план действий;
  • не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;

 

  • имейте   в   виду,  что   все   медицинские   исследования  возможны  только  при соблюдении личных прав ребенка;
  • помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться и нанести моральную травму ребенку;
  • совместно с администрацией школы необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;
  • педагогам необходимо поставить в известность родителей;
  • не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;
  • попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (в любом случае, все лечебные  действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).

 

Признаки и симптомы возможного употребления ребенком наркотиков:

Физиологические:

  • бледность кожи;
  • расширенные или суженные зрачки;
  • замедленная, несвязанная речь;
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

Поведенческие:

  • беспричинное возбуждение или вялость; нарастающее безразличие ко всему;
  • уходы из школы и дома но непонятным причинам; частая и резкая смена настроения; повышенная утомляемость;
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  • частое вранье, изворотливость, лживость; неопрятность;
  • пропажа ценностей, книг, одежды, аудиотехники.

Очевидные:

  • следы от уколов, порезов, синяки;
  • бумажки и денежные купюры, сложенные в трубочку;
  • капсулы, пузырьки, жестяные банки;
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы «Беломор» в пачках из-под сигарет;
  • маленькие ложечки.

Запомните, что подростки, употребляющие наркотические средства, отличаются от нормальных сверстников следующими чертами:

  • постоянно присутствующая легкая депрессия;
  • беспокойство;
  • подозрение, что их никто не воспринимает всерьез;
  • нарциссизм (повышенная, до патологии, любовь к себе) или эгоцентризм;

 

  • частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью, свободой мыслей и слова;
  • трудности в обычном общении с окружающими.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление наркотиков. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании, риске — как форме эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях. Задачей педагогов и родителей является помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами, например, риск самораскрытия проявляется в личностно-ориентированных и социально- психологических тренингах, физический риск — в занятиях спортом.

Необходимо помнить!

Наркомания приводит к распространению ВИЧ-инфекции в различных частях земного шара. Поскольку потребители инъекционных наркотиков часто объединены в сообщества   и   обычно   пользуются   общими   шприцами,  распространение  ВИЧ- инфекции в таких сообществах происходит особенно быстрыми темпами.  Главное правило  воспитательно-оздоровительной      и  образовательной           работы        с                      детьми         и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в школе и других учреждениях детского отдыха и оздоровления заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать  преимущества здорового образа      и                стиля                 жизни,           демонстрируя убедительные факты.